Системы предварительного напряжения
В предыдущих статьях уже упоминались два типа систем преднапряжения: со сцеплением с бетоном и без сцепления с бетоном. Каждая из систем имеет свои достоинства и недостатки, которые определяют диапазон эффективного применения этой системы.
В этой статье более подробно рассмотрим их конструкции, а также разберем плюсы и минусы использования каждой из систем.
Система без сцепления с бетоном
Данная система подразумевает отсутствие сцепления напрягаемой арматуры с бетоном в течение всего срока эксплуатации. Каждый канат имеет индивидуальную пластиковую оболочку со смазкой. Данная схема преднапряжения получила название «моностренд».
Передача усилий от каната в оболочке осуществляется за счет установки на концах каната анкерных устройств. За счет наличия смазочного состава достигается минимальный коэффициент трения каната о стенки оболочки и, соответственно, минимальные потери от трения. Надежная защита от коррозии на протяжении всего срока эксплуатации конструкции обеспечивается наличием смазки и пластиковой оболочки. Система имеет минимальные габариты и может быть использована для тонких конструкций. Максимальный диаметр каната в оболочке (для диаметра 15,7мм) составляет всего 20мм по внешнему диаметру оболочки.
Минимальные габариты системы без сцепления позволяют обеспечить максимальные эксцентриситеты напрягаемой арматуры в бетоне и, следовательно, максимальную величину отпора.
В системе без сцепления натяжение каждого каната производится отдельно. Для натяжения используется легкое оборудование: домкрат имеет вес менее 20 кг.
Процесс монтажа канатной арматуры состоит всего из двух операций: монтаж канатов в оболочке и анкеров в проектное положение и натяжение канатов.
Система преднапряжения без сцепления напрягаемой арматуры с бетоном целесообразно применять:
- в относительно тонких конструкциях: плитах перекрытий, силовых полах по грунту;
- при необходимости снижения потерь от трения;
- из-за конструктивных особенностей, когда невозможно установить каналообразователь или анкеры (например, при пересечении каналообразователем колонн с интенсивным армированием).
Система со сцеплением с бетоном.
Система преднапряжения со сцеплением напрягаемой арматуры с бетоном (восстановленным сцеплением) состоит из следующих основных компонентов:
- пучков из нескольких канатов К7;
- анкеров;
- каналообразователей.
Количество канатов в пучке варьируется от 3 до 55 единиц, но обычно используются пучки с 5-32 канатами. Канаты в пучке называются прядями (англ. strand).
По форме каналообразователя система разделяется на круглую и плоскую.
Технология монтажа системы предварительного напряжения со сцеплением с бетоном состоит из следующих технологических процессов:
1. Монтаж каналообразователей и анкеров, герметизация стыков каналообразователей.
2. «Набивка» или протяжка напрягаемой арматуры в каналообразователи.
3. Натяжение канатной арматуры после набора бетоном достаточной передаточной прочности.
4. Инъектирование каналообразователей.
Как показывает практика, нецелесообразно применение каналов менее чем с четырьмя канатами из-за большого количества операций и вспомогательных элементов. В отличие от системы преднапряжения без сцепления арматуры с бетоном, в системе со сцеплением (кроме плоской пятипрядевой системы) натягиваются не отдельные канаты, а пучки канатов. В гражданском строительстве целесообразно применять пучки из 5-12 канатов, так как при большем количестве прядей за счет роста диаметра каналообразователя существенно уменьшается эксцентриситет системы в бетоне, в особенности в точках пересечения канатов в надколонных зонах.
В плоской системе объединены преимущества работы напрягаемой арматуры со сцеплением и без сцепления. Канаты натягиваются отдельно, что позволяет использовать легкое оборудование для натяжения. Габарит системы по высоте практически такое же, как у монострендов, поэтому плоская пятипрядевая система может использоваться в тонких перекрытиях и полах по грунту.
Сравнение систем
Параметр | Система со сцеплением | Система без сцепления |
---|---|---|
Технологичность монтажа | 4 операции | 2 операции |
При использовании системы со сцеплением выполняется больше операций, так как необходимо выполнить инъектирование каналообразователей цементным раствором. | ||
Потери на трение | μ = 0.04-0.06 | μ = 0.15-0.25 |
Потери на трение для системы без сцепления значительно ниже, чем для системы со сцеплением | ||
Расчет по несущей способности | Учитывается AspRsp | Учитывается Aspσsp |
Так как Rsp>σsp, вклад системы со сцеплением в несущую способность сечения значительно выше | ||
Трещиностойкость | Площадь Asp учитывается | Площадь Asp не учитывается |
Вклад системы со сцеплением в трещиностойкость сечения значительно выше | ||
Ограничения по производству | Инъектирование при температуре не менее +5ºС, нахождение канатов после натяжения в канале без инъекции не более 2 недель | Нет ограничений |
Стойкость к коррозии | Защита металла цементным раствором | Защита каната ПНД трубкой и смазкой |
Дополнительные технологические требования | Требуются дополнительные выходы инъектировочных трубок на поверхность конструкции, не возможно производить отделочные работы на поверхности конструкции до инъектирования | Выходов для инъектирования не требуется, гладкая поверхность плиты |
Область применения | Массивные балки, фундаментные плиты. Для плоской пятипрядевой системы также тонкие перекрытия, силовые полы по грунту, невысокие балки | Тонкие перекрытия, силовые полы по грунту, невысокие балки |