Контролируемое натяжение

Величина контролируемого натяжения устанавливается по указаниям двух документов:

1. ГОСТ Р 53772-2010 "Канаты стальные арматурные семипроволочные стабилизированные. Технические условия";

2. СП 63.13330.2018 "Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения" или СП 35.13330.2011 "Мосты и трубы" в зависимости от типа конструкции.

Условный предел текучести стали канатов σ0,1 определяется по ГОСТ Р 53772-2010. Для канатов с временным сопротивлением 1860 Н/мм2 предел текучести σ0,1 = 1650 Н/мм2. Основные прочностные характеристики канатов: нормативное сопротивление растяжению Rs,n и расчетное сопротивление растяжению Rs определяются путем умножения предела текучести на соответствующие коэффициенты надежности по СП 63.13330.2018 или СП 35.13330.2011

Для гражданских зданий (СП 63.13330.2018) нормативное сопротивление растяжению арматуры равняется условному пределу текучести (см. п. 6.2.3 и п. 6.2.7)

Rs,n = σ0,1

Расчетное значение сопротивления растяжению в соответствии с СП 63.13330.2018 определяются по формуле

Rs = Rs,n/ γs

где γs - коэффициент надежности по арматуре, принимаемый 1,15 для предельных состояний первой группы (см. п. 6.2.8).

Контролируемое натяжение высокопрочной арматуры принимается не более Rs. Прямое указание по установлению контролируемого напряжения отсутствует в СП 63.13330.2018, поэтому следует руководствоваться условием обеспечения прочности канатов.

Для объектов транспортных сооружений (СП 35.13330.2011) в качестве нормативного сопротивления растяжению принимаются напряжения, соответствующие 0,95 условного предела текучести (см. п. 7.37)

Rs,n = 0,95σ0,1

Расчетные прочностные характеристики арматуры на растяжение (расчетные сопротивления) определяют делением нормативных значений на соответствующий коэффициент надежности по материалу и умножением на коэффициент условий работы по назначению.

Rs = Rs,nγm/ γs

Коэффициент надеждности по материалу γs принимается равным 1.2 (см. табл. 7.15). Коэффициенты условий работы по назначению γm принимают равными: для железнодорожных мостов - 0.90, для автодорожных мостов - 0.95.

В соответствии с п. 7.45 Контролируемое натяжение высокопрочной арматуры принимается не более Rs, при условии, что контроль процесса натяжения производится по манометру и по вытяжке.

Значения контролируемого натяжения для канатов К7–15.7–1860 ГОСТ Р 53772-2010

Табл. 1. Прочностные характеристики каната
Тип конструкции Условный предел текучести σ0,1, Н/мм2 Нормативное сопротивление растяжению, кг/см2 Расчетное сопротивление растяжению, кг/см2 Усилие контролируемого натяжения, кг/см2 Сила натяжения одного каната, т
Гражданские здания и сооружения 1650 16 830 14 635 14 635 22
Автодорожные мосты 1650 15 990 12 660 12 660 19
Железнодорожные мосты 1650 15 990 11 990 11 990 18